Игры в дороге: чем занять ребёнка в транспорте и путешествии
Лето = путешествия! Неважно, едете ли вы за город на дачу или отправляетесь в большую поездку в другую страну: «вопрос чем и как занять детей в пути» точно не раз появится в вашей голове. Чтобы дети не скучали, не ныли и не маялись от безделья, берите на вооружение наши идеи игр, занятий, активностей и игрушек в дорогу!
Оглавление
Но для начала, купите каждому участнику по Киндеру. По Киндеру? Зачем? Игрушка из него становится твоим другом на всё время поездки: ей нужно придумать имя, фоткаться с ней в памятных местах и т.д.
Словесные игры
Дорожное бинго
Перед путешествием каждый член группы должен написать список предметов, мест, животных и т.д., которые могут встретиться по дороге. Например, зелёную машину, корову, реку, двух велосипедистов, ворону в небе. За каждый объект в списке, который вы встретите, начисляется 1 балл. Кто набрал наибольшее количество баллов, выиграл.
Всё на букву «…»
Выбирайте любую букву и смотря из окна транспорта, в котором едете, по очереди называйте все встретившиеся по пути предметы, которые начинаются на эту букву. Например, вы выбрали букву «Г». Что можно увидеть из окна? Газон, гараж, герань, голубей, горку, гостиницу…
Шерлок Холмс
«Ведущий» придумывает какое-то «преступление» или ситуацию; он должен обязательно знать правильный ответ и впоследствии не жульничать, а придерживаться этой версии событий. Например: женщина сидит за столом, за её спиной открытое окно, рядом лежит разбитый горшок. Что же произошло? Остальные участники выдвигают свои предположения, строят версии, логически их обосновывают.
«Я»
Первый игрок начинает игру с местоимения «Я», а следующие участники по очереди добавляют к этому местоимению следующие слова, каждый раз произнося фразу полностью. Кто пропускает хотя бы одно слово в предложении, выбывает. Например, я — я сплю — я иду в — я иду в кровати – я сплю в кровати с – я сплю в кровати с собакой…
Две стороны медали
У каждого явления или события есть две стороны, плохая и хорошая. Задача игроков – потренировать логику и оптимизм. Например, кто-то говорит «мы стоим в пробке». Затем каждый участник должен объяснить, почему это хорошо, а почему плохо. Хорошо, потому что мы можем никуда не спешить и подольше поиграть в игры. А плохо, потому что мы можем опоздать на день рождения к бабушке.
Рифмоплёт
Один игрок произносит фразу, а второй должен продолжить её в рифму. Фразы не обязательно должны быть связаны логически, главное это рифма и весёлые «нескладушки». Например:
Если с другом вышел в путь… Значит гвозди будем гнуть!
Что положишь в сумку мне?... Вилку, ложку, крем брюле!
Видишь из окошка сад?... Кот Матроскин виноват!
Это знак!
Тут материалом для творчества служат номера проезжающих мимо машин. Каждый участник по очереди должен составить предложение из букв на номерном знаке. У кого получится смешнее всех – тот и выиграл. Например, т523шс: телёнок шепчет сказки, тычет шершень саблей и т.д.
«Я беру с собой в дорогу…»
Игрок-ведущий придумывает правило, по которому предметы делятся на те, которые он возьмёт с собой в дорогу, и те, которые останутся дома. Например, что-то простое типа «беру все круглые предметы» или посложнее: «беру съедобное, но только начинающееся с гласной буквы».
Ведущий начинает и даёт правильный пример первым: «Я беру с собой в дорогу… арбуз!». Задача игроков – догадаться, какой критерий был задуман. Делают они это, задавая ведущему вопросы с разными предметами.
— Ты возьмёшь с собой… баклажан?
— Нет.
— А апельсин?
— Да!
— А банан?
— Нет.
— А машину?
— Нет
— Собаку?
— Нет.
Когда кто-то думает, что отгадал правило, он говорит об этом и называет правило. Если правило названо неверно, то игрок выходит из игры.
«Шлюфать»
Водящий загадывает какой-то глагол и заменяет его словом «шлюфать». Остальные игроки должны задавать ведущему вопросы, чтобы отгадать этот глагол. Вопросы должны быть развёрнутые, но все глаголы в них нужно всегда заменять на слово «шлюфать».
Например, загадали глагол «нырять». Вопросы могут быть
— Где можно пошлюфать? В реке.
— Когда чаще всего шлюфают? Летом.
— Что нужно, чтобы шлюфать? Задержать дыхание.
Быки и коровы
В этой игре можно загадывать трёх- или четырёхзначные числа и слова из четырёх или пяти букв. «Бык» означает, что правильная цифра/буква стоит на правильном месте, а «корова» — что правильная цифра/буква стоит не на своём месте.
Если один игрок загадал число 273, а вариант другого игрока, который угадывает, 123, то тот, кто загадывал число, отвечает «один бык и одна корова». То есть он не указывает, какая из цифр бык, а какая — корова, нужно догадаться об этом самому. В этом случае цифра «3» — бык, она стоит в нужном месте, а «2» — корова, стоит не там, где было загадано. Если назвать число 290, то ответ будет «один бык», а если «237», то «бык и две коровы». Если угадывающий игрок спросит «965?», то в ответ услышит «пусто». Это значит, что ни одной из этих цифр нет в загаданном числе.
Перевёртыш
Вы описываете ребёнку персонажа любимого мультфильма или книжки. Но в своём описании меняете все его характеристики на противоположные. Ребёнок может задавать вам уточняющие вопросы, но отвечать на них можно только «да» или «нет». Например, вы хотите загадать Колобка. Он: квадратный, мясной, боится приключений и всё у него будет хорошо.
Кто лишний?
Или что :) Игроки загадывают друг другу цепочку из 4 слов: три слова из одной группы предметов, а четвёртое — из другой. Остальные участники должны угадать, что именно лишнее и при этом также объяснить своё решение. И если оно хорошее, логичное и допустимое, то его вполне можно признать правильным, если все согласны. Например: коза, свинья, курица, крокодил. Лишним может быть крокодил, ведь он хищник. А может свинья, ведь она единственная на букву С. Или курица, потому что у неё есть крылья? Или вот: огурец, помидор, киви, горох. Помидор отличается по цвету, горох растёт в стручках, киви пушистый, а огурец длинный.
Алфавит
Придумайте категорию, с которой вы хотели бы поиграть. Первый игрок называет что-то, начинающееся на A, следующий - на Б и так далее до буквы Я. Когда с этой категорией будет покончено, выберите другую. Например, животных (А - антилопа, Б - буйвол, В - варан, ... Я - як). Ещё один вариант игры: называйте для каждой буквы алфавита только те предметы, которые можно визуально увидеть из автомобиля.
Давным-давно...
Один человек начинает рассказ словами "Давным-давно...". Он рассказывает столько, сколько хочет, и заканчивает словами "А потом...". Следующий человек продолжает рассказ с того места, на котором остановился предыдущий. Отличная возможность понаблюдать за творческим взлетом фантазии ваших детей! Возможно, вам потребуется задать параметры, касающиеся того, как долго может продержаться персонаж (если другие начинают терять терпение, ожидая своей очереди) или сколько раз человек может умереть (если сюжет будет развиваться в одном и том же направлении).
20 Вопросов
Один человек загадывает какой-то объект. Все остальные задают вопросы, на которые он будет отвечать только "да" или "нет", пытаясь понять, в чем же заключается загадка. Вы можете ограничить это число 20 вопросами, но иногда, чтобы разобраться, их потребуется гораздо больше. Будьте осторожны, чем больше вы будете играть, тем сложнее будет разгадывать загадку. Вместо банальных собаки или машины ваши дети будут загадывать кислороде или князя Владимира!
Коровы
Когда вы увидите хотя бы одну корову со своей стороны автомобиля, вы должны первым крикнуть: "У меня 10 коров!", сколько бы коров вы ни увидели. Если вы проедете мимо кладбища со своей стороны, все ваши коровы "умрут". Победителем становится тот, у кого в конце поездки окажется больше коров. Для этого нужно вести счёт. Вы можете добавлять другие правила для каждой поездки, например, если на дороге есть мемориал, то умирают только 10 коров, или что каждая лошадь стоит 1 корову.
Игра в буквы
Принцип таков: кто-то выбирает число от 1 до 33, и любая буква, совпадающая с этим числом, становится той, которую вы "ищете". Например: если кто-то выбирает число пять, это означает, что буква для этого раунда - Д. Выигрывает тот, кто первым найдет пять слов, начинающихся на букву "Д"! Единственное другое правило заключается в том, что кто-то другой тоже должен увидеть это слово, чтобы оно было засчитано, и повторения слов не допускаются.
Имена
Один человек начинает с того, что называет знаменитость, вымышленного персонажа, спортивную икону и т.д. (никаких имён друзей, только селебрити и популярные персонажи). Так, например, если это Бритни Спирс, следующий человек должен придумать другую знаменитость, вымышленного персонажа, спортивную икону и т.д. чье имя начинается на первую букву фамилии (С), которую только что назвали. Следующий человек может сказать "Селена Гомес", а затем тот, кто следует за ним, должен придумать кого-то, чье имя начинается на "Г", и так далее. Если кто-то назовет имя с одинаковой буквой в имени и фамилии, например Ким Кардашьян, ротация игроков меняется на противоположную.
Кстати, в нашей статье «Спокойные игры дома» тоже много идей, чем заняться без беготни и шума. Многие из этих идей тоже могут пригодиться в дороге. А когда вы уже добрались до места, развлечь детей на открытом воздухе (на даче, базе отдыха, в лагере и т.д.) поможет статья «Игры на улице».
Игры про кино
Мы решили выделить их в отдельную категорию, так как у нас собралось 4 классных игры, в каждой из которых нужно будет повспоминать фильмы.
Киноквиз
«Ведущий» называет 3 слова, которые лучше всего описывают фильм, а остальные участники должны угадать его название. Например, эмоция, мозг и хоккей – это «Головоломка». Точно также можно играть и с книгами. Лошадка, молоко, Иван – Конёк Горбунок, а цирк, собака, клоун – Каштанка.
Краткое содержание
Придумайте категории (жанры) фильмов, которые вы хотели бы кратко пересказать. Идея в том, чтобы каждый участник придумал фильм в выбранном жанре, а затем изложил сюжет всего фильма менее чем за 10 минут. Вы должны быть в состоянии рассказать всю сюжетную линию и сделать так, чтобы другие игроки догадались, что вы описываете.
Всё связано
Один человек называет фильм, затем следующий человек должен назвать другой фильм, который каким-то образом связан с предыдущим (актер, режиссер, продюсер, сюжет, тема, музыка, животное и т.д.). Нельзя называть один и тот же фильм дважды, и вы должны точно знать, что связь существует, а не строить догадки и надеяться, что есть какая-то неясная связь с актерами. Но можно использовать одну и ту же связь для разных фильмов. Например: "Форрест Гамп" и "Спасти рядового Райана" связаны главным актёром (Том Хэнкс), также как "Одиннадцать друзей Оушена" и "Умница Уилл Хантинг" (Мэтт Дэймон). Так продолжается до тех пор, пока кто-то не сможет установить связь между фильмами или сделает это неверно, при том что остальные игроки будут уверены в этом и смогут подловить того, кто ошибся.
Простите за опоздание
Всё начинается с того, что один человек говорит: ”Извините, я опоздал". Затем этот человек начинает объяснять причину своего опоздания, но причина в том, что он описывает фильм. Пример: Извините за опоздание, я должен был помочь одному парню найти его сына, но я все время забывал, где я его видел. Ответ: "В поисках Немо".
Ещё больше идей про простые игры в дороге вы найдёте в нашем видео:
Игры в ожидании
Незайтеливые игры-минутки, которые приходят на помощь, когда нужно отвлечь и занять ребёнка в очереди, на парковке, в ожидании заказа в кафе и т.д. Быстро, нескучно, без какого-то сложного реквизита.
Угадайте, что у меня в сумке
Каждый ребенок называет число и перечисляет все предметы, которые, по его мнению, могут быть в вашей сумочке/рюкзаке. Выигрывает тот, кто окажется ближе всехк верному количеству.
История в кармане
Выберите три предмета из своей сумки/рюкзака и предложите детям придумать историю, объяединяющую все эти три предмета. Можно устанавливать правила: не меньше 10 предложений в истории, или забавные имена предметам, или обязательно счастливый финал и т.д.
Чего не хватает?
Разложите перед собой на столе 10 предметов из своей сумочки. Попросите детей постараться запомнить предметы в течение 10 секунд. Пока их глаза закрыты, уберите и спрячьте 1-3 предмета. Открыв глаза, дети попытаются вспомнить, чего не хватает.
Две правды и одна ложь
Каждый по очереди произносит три утверждения. Два из них правдивы, а одно - нет. Члены семьи или компании пытаются угадать, какое из них ложь.
Зеркальное отражение
Ребенок и родитель смотрят друг на друга. Ребенок начинает двигаться очень медленно, а родитель старается как можно точнее повторять движения. Или же двое детей могут отражать друг друга, и родитель пытается угадать, кто возглавляет движение.
Сколько из них вы можете назвать?
Назовите категорию и дайте ребёнку 10 секунд, чтобы назвать как можно больше предметов из этой категории. Создайте общие категории ("животные") для маленьких детей и специальные ("беззубые животные") для детей постарше.
Журнальный поиск
Устройте настояющую фото-охоту, когда будете находиться в комнате ожидания, где есть журналы (или любом другом таком месте). Попросите детей найти определенные предметы. "Найди что-нибудь фиолетовое, начинающееся на букву С" или "найди синее животное" и т.д..
Бросай монетку
Достаньте монетку и постарайтесь подбросить ее так, чтобы она упала вам на ботинок, не упав с него при этом.
Подбрось бумажку
Сделайте клочок из бумаги, и пусть дети пытаются поймать его двумя пальцами, прежде чем он упадет на землю.
Слушай внимательно
Определите слово или фразу, к которым нужно прислушаться. Все молчат, пока не услышат, как кто-то другой в зоне ожидания или месте, где вы находитесь, произносит это слово или фразу. Конечно, это должно быть слово или фраза, которые реально услышать в этом месте.
Рассмеши меня
Не прикасаясь к собеседнику, рассмешите его. Усложнённая версия: сделайте это в полной тишине.
Глупые предложения
Один участник выбирает 5 случайных букв. Дети придумывают предложения, в которых каждое слово начинается с определенной буквы. Например, ГПТК: Гарри прочитал три книги.
Ты бы что предпочёл?
Задавайте друг другу вопросы, которые начинаются словами "Ты бы предпочёл...?". И давайте выбор из двух очень неудобных, странных и невероятных вариантов. Например: ты бы предпочёл всю жизнь есть только ножом или спать только на дереве? Можно попросить отвечающего также объяснить свой выбор.
Цепочка слов
Составьте цепочку слов. Выберите тему, например, еда. Первый участник произносит слово, второй произносит это слово плюс свое собственное, третий произносит первые два слова плюс свое собственное, и так далее, пока кто-нибудь не забудет цепочку слов.
Звуковая цепочка
Один участник начинает выдавать ритм, используя щелчки или хлопки в ладоши. Остальные должны повторить этот "мотив". Затем первый участник добавляет что-то к мотиву, а остальные должны повторить его полностью. Игра продолжается до тех пор, пока никто не сможет запомнить послдеовательность звуков.
Звуковой мяч
Один участник имитирует бросок мяча в другого, издавая при этом глупый звук. Другой участник "ловит" мяч, издавая тот же звук. Затем он "бросает" мяч обратно с новым звуком. Затем ловец "ловит" мяч, издавая этот новый звук, а затем "бросает" его, используя другой звук.
Трэвел-бокс
Трэвел-бокс (буквально: коробка для путешествия) – это такой маленький рюкзачок/мешок для сменки, который можно собрать ребёнку в дорогу, чтобы он не скучал, а был при деле. Всё в одном месте и не потеряется, можно легко открывать/закрывать много раз.
Сейчас расскажем, как собрать крутой набор игр для любого путешествия с разными видами активности для детей от 2 до 7 лет.
- Шнуровка (детали и шнурки, от 150 р.) Что можно делать? Просто нанизывать (всё подряд или только определённые детальки по вашему заказу: только кружочки, или нужную последовательность, которую вы нарисуете на листочке), завязывать узелки и бантики, считать, сортировать, делать бусы для мамы.
- Фломастеры и блокнот (около 140 р.): рисует ребенок, или рисует мама, а ребенок раскрашивает. Или мама рисует закорючку, ребёнок дорисовывает, что это может быть, и наоборот. Пишем буквы, цифры. Приклеиваем билетики и открытки из поездки.
- Водяная игра с кнопочкой (100 р.) – вместо маминого телефона.
- Поп-ит (200 р.): зажимаем по очереди 1, 2 или 3 пупырки, кому достанется последняя – проиграл.
- Пластиковый набор по созданию мороженого/пироженок + баночка массы для лепки (около 200+100 р.): готовим, делаем заказы, играем в ресторан.
- Книжечки с заданиями по возрасту (от 50 р.): лабиринты, логические загадки, соедини точки, найди отличия и пр.
- Карточная настольная игра или лото (у нас – времена года за 180р): играем по правилам, вопрос-ответ, угадайка по возрасту (я загадала что-то красное с колесами на картинке, что это?).
- Шариковый пластилин в пластиковом яйце (90 р.) – лепим + антистресс-эффект.
- Пружинка-радуга (100 р.): пускаем по лестнице, играем, как на гармошке.
- Любая маленькая игрушка, как персонаж для игры (у нас – фигурка тигра за 100 р.): можно с ним фоткаться, кушать, ложиться спать, это такой «друг для путешествия».
С таким набором (у наш он вышел примерно на 1700 р.) ребенок не заскучает даже в долгой дороге, а мама будет спокойна и счастлива. Подробный обзор этого трэвел-бокса можно посмотреть в этом видео:
Что ещё может пригодиться детям в дороге?
- Гелевые наклейки на окна: их можно приклеивать и отклеивать туда-сюда много раз, украшая машину и даже рисуя целые "картины" на разные сюжеты.
- Пальчиковые игрушки, с которыми можно разыгрывать по ролям сценки или сочинять истории, в которых эти игрушки выступают действующими персонажами.
- Мягкий пластилин, из которого необязательно что-то лепить, а можно просто разминать в руках или катать шарики — это такой антистресс и отвлекалочка, действует как массаж, тренирует мелкую моторику и расслабляет.
- Готовые игры с карточками или даже самое простое лото. Задание может быть, например, таким: ребёнок вытягивает любую картинку и описывает, что или кто на ней есть, но использовать для этого можно только глаголы или только прилагательные.
Желаем вам приятной и лёгкой дороги, куда бы вы ни держали путь!